04 Мар Защита прав потребителей
Защита прав потребителей – это самая частая проблема, с которой обращаются граждане к юристам. Один из распространенных вопросов по данной теме: «расторжение договора выполнения работ (оказания услуг)».
В данной статье мы используем термин «отказ от исполнения», что нельзя приравнять к «расторжению» договора, так как «расторжение договора» осуществляется судом, либо по соглашению сторон, а «отказ от договора» возможен в одностороннем порядке стороной договора.
В настоящей статье ответим на несколько вопросов:
1. Какие именно отношения подпадают под понятие «права потребителя» и каким законами они регулируются?
2. Действия потребителя в случае нарушения исполнителем условий договора оказания услуг (выполнения работ).
3. Особенности одностороннего отказа от исполнения договора выполнения работ (оказания услуг) потребителем по собственной инициативе, без наличия нарушений условий договора со стороны исполнителя.
4. Порядок направления уведомления об отказе от исполнения договора выполнения работ (оказания услуг) потребителем.
1. Какие именно отношения подпадают под защиту «прав потребителя» и каким законами они регулируются?
На данный вопрос дает исчерпывающий ответ положение Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 “О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей”, в п. 1 которого сказано, отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой – организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 “О защите прав потребителей”, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Иными словами, все отношения, возникающие между гражданином и организацией или индивидуальным предпринимателем, оказывающим услуги, выполняющим работы, осуществляющим торговлю, подпадают под закон «О защите прав потребителей».
2. Договор оказания услуг – это договор, по которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Договора выполнения работ (подряд) – это договор, по которому одна сторона обязуется выполнить по заданию другой стороны определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Различие в этих двух договорах – это результат, получаемый потребителем. В первом случае исполнителем оказывается непосредственно услуга, не связанная с изготовлением вещи, а во втором случае потребитель получает что-то материальное (например, дом, мебель, ремонт).
Что же делать потребителю, если исполнитель нарушает условия договора выполнения работ (оказания услуг)? Действия потребителя в данном случае предусмотрены статьями 28 и 29 Закона о защите прав потребителей.
1) Если исполнителем нарушены сроки выполнения работ (оказания услуг) – сроки начала и/или окончания выполнения работы (оказания услуги), и/или промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги), и/или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе:
– назначить исполнителю новый срок;
– поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
– потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);
– отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).
Кроме того, потребитель вправе также потребовать возмещения убытков, возникших в связи с нарушением сроков по договору.
2) Если при потребитель обнаружил недостатки в выполненной работе (оказанной услуге), он вправе потребовать у исполнителя:
– безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
– соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
– безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
– возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;
Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора в случае обнаружения существенных недостатков выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
Звоните нам по номеру +7 846 922-54-55, записывайтесь на бесплатную консультацию нашего юриста в Самаре.